Из-за ситуации с пандемией коронавируса проведение экзаменов на получение водительских прав было перенесено на полгода, с октября 2020 года на апрель 2021 года. Мы расскажем, как изменятся условия проведения экзаменов, включая место проведения, систему оценки и процедуру подачи заявления.
«Площадку» уберут
1
Ныне для получения водительских прав аппликантам необходимо пройти три экзамена. Экзамен по теории, экзамен на специальной площадке и экзамен в условиях «города».
В соответствии с новыми правилами, отдельного экзамена на площадке для водителей легковых и грузовых автомобилей, автобусов и составов транспортных средств больше не будет. Элементы этого экзамена будут включены в экзамен в условиях «города», причём часть из них будет проходить на дорогах с низкой интенсивностью движения. Продолжительность тестирования составит 30 минут (40 минут, если проверяются навыки управления машиной с прицепом).
Объяснительная записка к проекту утверждает, что сокращение практических экзаменов значительно сократит время, необходимое для получения водительских прав, и изменит подход автошкол к подготовке водителей к реальным дорожным условиям.
Прохождение экзамена на «площадке» останется обязательным для получения аттестации на управление мотоциклами, мопедами, квадроциклами и трициклами.
2
В настоящее время, когда кандидат-водитель набирает пять штрафных баллов, считается несданным практический экзамен.
Хотя это правило останется в силе, ошибки на практическом экзамене будут разделены на группы в зависимости от количества начисляемых баллов. Например, одно штрафное очко будет начисляться, если экзаменующийся двигался без необходимости слишком медленно или сделал остановку двигателя, два очка — если не соблюдает правила преимущественного проезда или резко затормозил без необходимости, а три очка — если не включил поворотник или выбрал скорость без учета дорожных и погодных условий. Грубые нарушения, выделенные в отдельную группу (например, непристегнутый ремень безопасности или использование телефона во время движения), будут считаться основанием для немедленного прекращения экзамена.
Новые упражнения
3
Практический экзамен будет расширен новыми упражнениями. Например, при экзамене на право управления транспортным средством подкатегории «В1» (квадроциклы и трициклы) будет проводиться проверка навыков торможения и остановки на различных скоростях, включая экстренное торможение, а также навыков движения задним ходом. Также, при экзамене для водителей мотоциклов будет добавлено упражнение «габаритная восьмерка».
Аннулирование
4
У студентов будет возможность подать апелляцию и отменить негативный результат экзамена. Жалобы будут рассматривать комиссией из не менее чем трех чиновников. Состав комиссии будет определяться на местном уровне.
Причиной для отмены положительного результата экзамена могут быть фальшивые документы (в том числе медицинская справка).
Процедура
5
В настоящее время претенденты на водительское удостоверение сами заполняют заявления для сдачи экзамена.
Новые правила предусматривают, что будущий водитель должен предоставить комплект необходимых документов, а сотрудник ГИБДД оформит, распечатает и передаст бумагу на подпись заявителю.
Процедура подачи заявлений через Единый портал государственных услуг и многофункциональные центры останется неизменной.
Сдают ли сейчас площадку в гаи на права
Прошлое окончательно покидает обычную «площадку» для водителей. Вместо трех этапов сдачи водительских прав теперь будет всего два этапа. Только теоретическая часть осталась без изменений.
Новый этап существенно отличается от прежних «площадок» и «городов».
Традиционное упражнение «змейка» также отправляется в прошлое — теперь оценка навыка маневрирования будет проводиться только в городских условиях. В теории, весь экзамен теперь можно пройти за пределами автодрома. Инспектор может попросить выполнить параллельную парковку и задний заезд в гараж прямо на городской улице.
Новые правила не запрещают проводить часть экзамена на площадке — не везде на городских улицах есть подходящие наклоны, имитирующие упражнение «эстакада», которое проверяет навык трогаться на подъеме.
С одной стороны, объединенный практический экзамен представляет собой более легкую задачу, чем два отдельных экзамена, но с другой стороны, само испытание становится более сложным. Вождение автомобиля требует не менее полутора часов, поэтому ученикам необходимо проявлять повышенную концентрацию. Кроме того, лимит на штрафные баллы становится более строгим.
«Для успешной сдачи экзамена на площадке раньше было допустимо получить 4 штрафных балла. Затем проводился второй этап экзамена в городе, где можно было получить еще 4 штрафных балла, в сумме 8. В настоящее время первый этап — это комплексный экзамен, где допускается всего 4 балла. Это ужесточение в отношении баллов», — уточнил Игорь Белавин, директор автошколы.
Таким образом, количество допустимых ошибок становится меньше, что означает, что количество проваливших экзамен будет больше. При этом не всегда это будут те, кто плохо учился в автошколе.
Есть известие, что некоторые студенты, желая сдать экзамен на получение водительского удостоверения, готовы заплатить деньги за помощь. Существуют автошколы, которые строят свой незаконный бизнес на этом.
«Обычно автошколы пропускают внутренний экзамен: в конце практического обучения инструктор говорит «ну сколько ты проехал, все равно ничему не научился. Плати и сразу сдашь экзамен со второго-третьего раза»», — рассказывает бывший сотрудник автошколы Андрей Алимов.
Новые правила были созданы для того, чтобы процесс сдачи экзамена стал более прозрачным и открытым. Теперь недовольные результатом экзамена смогут подать апелляцию. Комиссия будет обязана просмотреть видеозапись.
Автомобили снабжены системой видеозаписи процесса экзамена. С первого апреля требуется присутствие представителя образовательной организации или других кандидатов на водительские права для повышения общественного контроля. Хочу предупредить кандидатов о возможных сомнительных схемах и помощи от инструкторов, которые обещают многое», — обнародовал начальник Управления организации регистрационно-экзаменационной деятельности Роман Мишуров.
В автоинспекции планируют принять меры для предотвращения доступа к экзаменам для тех, кто пытается подкупить экзаменаторов. Однако это хорошая новость для тех, кто готов честно проходить обучение, поскольку стоимость обучения не будет повышена сегодня, после вступивших в силу изменений.
ГИБДД отменила «площадку» на экзамене
Утверждены новые правила получения водительских прав
В Министерстве внутренних дел опубликовано новое руководство по сдаче экзаменов на получение водительских прав. С 1 апреля отменяется формат «площадки» и вводится новый единый практический экзамен для категорий B, С и D, который будет проводиться только в городе. Также были внесены изменения в упражнения для будущих мотоциклистов.
Важно отметить, что впервые была введена процедура аннулирования экзамена по жалобе граждан. Детальную информацию обо всех этих изменениях можно узнать из обзора в газете «Коммерсантъ».
Выйти из полноэкранного режима
Открыть на весь экран
Изображение: Александр Казаков, Коммерсантъ / приобрести фотографию
На официальном сайте pravo.gov.ru опубликован постановление МВД под номером 80, которое вводит новый административный регламент по проведению экзаменов на получение водительских прав и выдаче водительских удостоверений. Этот документ начнет действовать с 1 апреля 2021 года. Также с этой же даты начнут действовать изменения, внесенные в постановление правительства под номером 1097 «О правилах допуска к управлению транспортными средствами».
Нововведения для сдающих на категорию B
- ГИБДД не будет предварительно публиковать учебные маршруты. Вместо этого они раскроют только примерную территорию и список возможных улиц, где будет проходить экзамен.
- Вводится единый практический экзамен в городе продолжительностью 30 минут (или до 40 минут для сдающих на категорию BE с прицепом). Отдельного экзамена на «площадке» не будет. При необходимости, время может быть увеличено, уточняют в ГИБДД.
- Те, кто уже сдали «площадку» до 1 апреля, автоматически получают зачет проверенных ранее навыков — повторная проверка не требуется. Если кандидат сдал только «теорию» или не успешно справился с «площадкой» (и был отправлен на переэкзаменовку), то ему придется пройти сразу новый объединенный экзамен.
- Уточняется, что в случае поломки учебного автомобиля во время проверки, экзамен прерывается. Инспектор и кандидат пересаживаются в другое авто, ранее проверенные навыки не проверяются повторно.
- Балльная система оценки навыков и категории ошибок сохраняются — «грубые», «средние» и «мелкие» ошибки. Разговор по телефону за рулем и непристегнутый ремень безопасности во время тестирования считаются грубой ошибкой — кандидат отправляется на переэкзаменовку. Максимально допустимое количество штрафных баллов — 4: на 5-ом экзамене проверка прекращается.
- Упражнения можно выполнять на улице или на дороге, а решение принимает местное подразделение ГИБДД.
- Упражнение на остановку и начало движения на подъеме и спуске может быть выполнено на участке с наклоном или на эстакаде.
- Упражнение по постановке автомобиля на место стоянки при движении назад с поворотом на 90 градусов может быть выполнено на участках с малым потоком транспорта и парковочными метками. Если подходящих условий нет, используются закрытые территории с парковочной разметкой.
- Упражнение по параллельной постановке автомобиля на место стоянки возле тротуара при движении назад выполняется на дорогах с низким потоком транспорта и с использованием парковочной разметки. Если подходящих условий нет, используются закрытые территории с парковочной разметкой.
Инновации для претендентов на категорию А
- Будущий экзамен останется без изменений: сначала «теория», а потом «практика». Изменится лишь метод выполнения упражнения «габаритная восьмерка».
Площадка отменяется. В России начали действовать новые правила сдачи экзамена на водительские права
—>
Соавторы изменений, которые отменяют этап сдачи экзамена на площадке, ссылаются на зарубежный опыт — во многих странах навыки вождения кандидата проверяются непосредственно на дороге, а также указывают на то, что экзаменуемый будет испытывать меньше стресса. Вместо трех экзаменов нужно будет сдать только два.
Для некоторых это действительно удобно. Однако некоторые ученики автошкол, наоборот, серьезно испугались нововведений — одно дело выполнять параллельную парковку или сдавать назад в специальный бокс, между пластиковыми столбиками, а другое дело — выполнять те же элементы, рискуя поцарапать чью-то настоящую машину.
Кроме того, некоторые автошколы оказывают психологическое давление на будущих водителей, пугая их тем, что не сдавших будет очень много и придется ждать гораздо дольше для повторной попытки. Именно так напугали москвичку по имени Анастасия.
В других автошколах нет тревоги. Возведение в силу новых нормативов совсем не означает, что все сотрудники ГИБДД безвозвратно откажутся от проведения экзаменов на площадке. Все элементы, которые невозможно выполнить в городских условиях, по-прежнему будут разрешены на закрытых площадках и автодромах, преимущественно за пределами жилой зоны.
Комментарий председателя правления Национального союза ассоциаций автошкол Елены Зайцевой.
Относительно опасений будущих водителей о том, что они могут случайно врезаться в чьи-то автомобили вместо столбиков, следует отметить, что экзаменаторы оснащены своими педалями, а машины, на которых проходят экзамены, застрахованы. Игорь Иванов, заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии», считает, что отказ от использования площадок не является чем-то страшным.
Игорь Иванов, заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии», подчеркивает: «Страховые компании работают с большими числами, с большими массами. И это пока не очень серьезно. Я уверен, что все эти опасения растворятся в общем неудовлетворительном результате, который дают нашим страховым компаниям молодые и неопытные водители».
То есть страховщикам не важно, как будут сдавать экзамены неопытные водители. Они просто не любят их. Всех.