Статья 46. Право заниматься педагогической деятельностью
1. Люди, обладающие средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, имеют право заниматься педагогической деятельностью, если другое не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(изменено Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Правительство Российской Федерации утверждает список должностей педагогических работников образовательных учреждений и должностей руководителей образовательных организаций.
По специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» учащиеся высших образовательных программ проходят промежуточную аттестацию после трех лет обучения. В случае успешного ее прохождения, они получают право заниматься педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
(Данная часть введена в действие согласно Федеральному закону от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
Совершеннолетние учащиеся средних профессиональных образовательных программ по специальностям из группы «Образование и педагогические науки», успешно прошедшие промежуточные аттестации в последний год обучения, имеют право заниматься педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного и начального общего образования.
(Федеральным законом от 24.07.2023 N 385-ФЗ) была внесена часть 3.1.
4. Лица, получающие образование по высшим образовательным программам, соответствующим направлению дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, могут заниматься педагогической деятельностью по этим программам. Определение соответствия высшей образовательной программы направлению дополнительной общеобразовательной программы осуществляется работодателем.
(Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ) была введена часть 4.
4.1. Иностранные агенты не допускаются к педагогической деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях.
(Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ) была внесена часть 4.1.
5. Федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере труда, устанавливает порядок допуска указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи лиц к занятию педагогической деятельностью.
(часть 5 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 385-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Порядок допуска к педагогической деятельности лиц, указанных в части 3.1 данной статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, который занимается разработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в области общего образования, с согласованием федерального органа исполнительной власти, который занимается разработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере труда.
(пункт 6 введен Федеральным законом от 24.07.2023 № 385-ФЗ)
Учитель по зову сердца: как стать педагогом без профильного образования?
Хотите вести учебные занятия в школе или в университете, взывать учеников к доске и ставить оценки в журнал? Город+ рассказывает, как стать учителем без специального педагогического образования.
14:06 ср, 05 октября, 2016
Право на предоставление образования
Для всех, кто чувствует в себе силу и желание серьезно преподавать, а не просто «как-то и где-то», сначала следует изучить юридическую сторону вопроса. Право на занятие педагогической деятельностью устанавливается государством и ясно определено в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09.2016 с изменениями и дополнениями).
Статья 46 указывает, что право преподавать принадлежит лицам средним профессиональным или высшим образованием. Важный момент — необходимо соответствовать требованиям квалификации, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах.
Следовательно, наличие профильного — педагогического — образования не является обязательным.
Фото: vm.ru
Не допускаются к преподаванию
Существуют различные группы граждан, которые непригодны для преподавания:
• лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с заключительным решением суда, которое вступило в законную силу;
• индивиды с судимостями за преступления, характер и категория которых оговорены законодательством Российской Федерации;
• признанные недееспособными в соответствии с федеральным законом;
• индивиды, страдающие от заболеваний, указанных в установленном перечне.
Перечисление заболеваний, которые мешают исполнению желания стать преподавателем, содержится в специальном перечне медицинских психиатрических противопоказаний. Этот перечень был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Кроме того, закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что преподаватели должны проходить медицинские осмотры как при устройстве на работу, так и в течение своей профессиональной деятельности.
Квалификационные требования и профстандарты
В Едином квалификационном справочнике должностей (ЕКСД) прописано, что для работы в качестве учителя или преподавателя необходимо иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области «Образование и педагогика» или в соответствующей предмету области. При этом нет требования к опыту работы.
С наступлением июля 2016 года, согласно новым требованиям, работодатели должны применять профессиональные стандарты при приеме на работу педагогов в образовательных учреждениях. Полный список данных стандартов можно найти в специальном справочнике.
Фотография: vdv-dubna.ru
Переквалификация
Для успешной карьеры в области педагогики необходима квалификация преподавателя, что значительно повышает шансы соискателя на получение работы. Существует множество возможностей для повышения своей квалификации и переквалификации в сфере высшего образования, где после прохождения вы получите сертификат и станете более привлекательным кандидатом для работодателя. Например, в РГПУ им.
Герцена проводятся очные и очно-заочные курсы, позволяющие быстро освоить профессию преподавателя английского языка, музыкальных дисциплин, изобразительного искусства и других областей. Такие курсы обычно организуются университетами и доступны в формате дистанционного обучения. Обучение на таких курсах может занимать от 3 месяцев до года.
Педагогические вузы
Если вы решили серьезно получить второе высшее образование и стать полноценным педагогом, вам стоит ознакомиться с программами педагогических вузов Санкт-Петербурга. В настоящее время существуют следующие учебные заведения в городе, специализирующиеся на подготовке профессиональных педагогов:
- Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
- Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,
- Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,
- Институт специальной педагогики и психологии,
- Русская христианская гуманитарная академия.
Кроме того, возможно получить среднее профессиональное педагогическое образование в одном из колледжей города Санкт-Петербурга.
Другие способы преподавать
Если мечта о преподавании не сдаёт вам, а вы не обладаете высшим образованием, то, возможно, должность педагога дополнительного образования может вам подойти. Для этой должности не требуется обязательное наличие высшего образования. Желающим работать в данной сфере достаточно пройти курсы, соответствующие тематике и специфике занятий.
Например, чтобы вести кружок по рисованию, можно пройти курсы по этому направлению. Однако стоит учесть конкуренцию — наличие специального образования всё же дает небольшое преимущество.
Если вы хотите познакомиться с миром преподавания и одновременно удовлетворить свою потребность в этом, то работа в детских лагерях предоставляет отличную возможность. В лагерях есть несколько должностей, которые предоставляют возможность взаимодействовать с детьми и передавать им свои знания и умения. Из таких должностей можно выделить вожатого, воспитателя и кружковода.
Если вы хотите стать вожатым, то вы можете бесплатно проходить тренинги, которые проводятся одним из студенческих отрядов Санкт-Петербурга. В городе существует огромное количество таких тренингов. Также есть курсы вожатского мастерства, которые проводятся на базе лагерей.
И, конечно же, есть волонтерские организации, которые предоставляют возможность приобрести ценный опыт работы в лагере.
Как стать учителем без образования: требования, заочное обучение, испытательный срок
«Как стать преподавателем, если у меня нет педагогического образования? Можно ли получить такое образование в дистанционной форме? Обязателен ли испытательный срок и какие требования нужно соблюсти, чтобы работать преподавателем без педагогического образования?»
Болеслав , житель Москвы
13 декабря 2022 года
Категория: Трудовое право
12 оценок, 1 комментарий
Ответы юристов (1)
- Ярослав Артемьев
Ярослав Артемьев Юрист,
Москва На сайте: 1778 дня
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
Согласно статье 24 Трудового Кодекса Российской Федерации, работодатель имеет право заключить трудовой договор с работником на испытательный срок при приеме на работу. Наличие высшего образования не является обязательным условием для трудоустройства на должность учителя, однако, для преподавания в общеобразовательных учреждениях необходимо получить педагогическое образование. Заочное получение педагогического образования возможно, и его наличие позволит работнику успешно проходить испытательный срок на данной должности.
#1012905 2022-12-13 07:12:35
Ярослав Артемьев Юрист,
Москва На сайте: 1778 дня
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
После предоставления всех необходимых документов, Вас могут принять на работу на испытательный срок в качестве учителя. Однако, для работы учителем в долгосрочной перспективе потребуется получить педагогическое образование. Удачи в Вашей трудовой деятельности!
Копия диплома о высшем образовании, соответствующем специальности, не связанной с педагогикой.
Копия документа об образовании, полученного в результате заочного обучения.
Резюме, содержащее информацию о предыдущих сферах работы и приобретенных навыках.
Копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего трудовой стаж.
Документы, удостоверяющие личность (паспорт и СНИЛС).
Однако стоит отметить, что возможность принять на работу учителем на испытательный срок с высшим образованием, не связанным с педагогикой, будет зависеть от требований, установленных школой, Государственным образовательным стандартом и законодательством к образованию педагогических работников и соответствующей должности.
#1117677 2022-12-13 07:12:35
Для решения этого вопроса потребуется представить следующую документацию:
- Оригинал или копия диплома о высшем образовании;
- Справка от образовательных учреждений, которые соискатель посещал, с указанием дат посещения и полученной квалификации;
- Справка о стаже работы, если есть;
- Прочие документы, подтверждающие компетентность и квалификацию соискателя.
Важно отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, для приема на работу учителем на испытательный срок не требуется педагогическое образование. Однако работодатель может установить свои требования, включая обязательство получить педагогическую квалификацию в определенный срок.
#1118971 2022-12-13 07:12:35
Артемьев Ярослав, Юрист, Москва
На сайте: 1778 дня
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
В соответствии со статьей 19 Трудового кодекса РФ, регламентируется порядок заключения трудового договора и применение испытательного срока.
Положения статьи 190 Трудового кодекса РФ определяют правила обучения и переподготовки работников, за счет работодателя.
Статья 194 ТК РФ устанавливает процедуру приема на работу граждан без предыдущего опыта работы.
#1221114 2022-12-13 07:12:35
Артемьев Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1778 дня
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
Для решения данного вопроса применяются следующие статьи закона: 1. Статья 19 Трудового кодекса РФ — условия приема на работу. 2.
Статья 20 Трудового кодекса РФ — испытательный срок. 3. Статья 67 Трудового кодекса РФ — требования к квалификации работников, занимающих соответствующие должности.
#1222394 2022-12-13 07:12:35
В работе Бесплатный
Горячая линия
БЕСПЛАТНАЯ консультация! Звоните!
Московская область, Российская Федерация
Получайте консультацию у юриста в режиме онлайн
Задайте свой вопрос сейчас, и он будет доступен для рассмотрения целой сети профессионалов со всего российского региона. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая поддержка оказывается на основе как бесплатного, так и платного обслуживания.
Можно ли принять на должность педагога работника без специального образования?
В Москве находится МАИ, где студенты изучают различные специальности, связанные с авиацией. Одним из таких студентов является студент 3 курса, который обладает специализацией в сборке авиационных моторов. Ему выдано рекомендательное письмо Президента Федерации авиамоторного спорта.
Мы задаемся вопросом, возможно ли принять этого студента на работу в должности педагога дополнительного образования. Наша цель — организовать кружок по авиамоделированию, который будет востребован и интересен участникам. Однако, найти человека с педагогическим образованием, который также обладает специализацией в сборке авиационных моторов, является сложной задачей.
Ответы юристов (1)
- Ярослав Артемьев
Ярослав Артемьев Юрист,
Москва На сайте: 1778 дня
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
Согласно статье 24 Трудового Кодекса Российской Федерации, работодатель имеет право заключить трудовой договор с работником на испытательный срок при приеме на работу. Наличие высшего образования не является обязательным условием для трудоустройства на должность учителя, однако, для преподавания в общеобразовательных учреждениях необходимо получить педагогическое образование. Заочное получение педагогического образования возможно, и его наличие позволит работнику успешно проходить испытательный срок на данной должности.
#1012905 2022-12-13 07:12:35
Ярослав Артемьев Юрист,
Москва На сайте: 1778 дня
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
После предоставления всех необходимых документов, Вас могут принять на работу на испытательный срок в качестве учителя. Однако, для работы учителем в долгосрочной перспективе потребуется получить педагогическое образование. Удачи в Вашей трудовой деятельности!
Копия диплома о высшем образовании, соответствующем специальности, не связанной с педагогикой.
Копия документа об образовании, полученного в результате заочного обучения.
Резюме, содержащее информацию о предыдущих сферах работы и приобретенных навыках.
Копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего трудовой стаж.
Документы, удостоверяющие личность (паспорт и СНИЛС).
Однако стоит отметить, что возможность принять на работу учителем на испытательный срок с высшим образованием, не связанным с педагогикой, будет зависеть от требований, установленных школой, Государственным образовательным стандартом и законодательством к образованию педагогических работников и соответствующей должности.
#1117677 2022-12-13 07:12:35
Для решения этого вопроса потребуется представить следующую документацию:
- Оригинал или копия диплома о высшем образовании;
- Справка от образовательных учреждений, которые соискатель посещал, с указанием дат посещения и полученной квалификации;
- Справка о стаже работы, если есть;
- Прочие документы, подтверждающие компетентность и квалификацию соискателя.
Важно отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, для приема на работу учителем на испытательный срок не требуется педагогическое образование. Однако работодатель может установить свои требования, включая обязательство получить педагогическую квалификацию в определенный срок.
#1118971 2022-12-13 07:12:35
Артемьев Ярослав, Юрист, Москва
На сайте: 1778 дня
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
В соответствии со статьей 19 Трудового кодекса РФ, регламентируется порядок заключения трудового договора и применение испытательного срока.
Положения статьи 190 Трудового кодекса РФ определяют правила обучения и переподготовки работников, за счет работодателя.
Статья 194 ТК РФ устанавливает процедуру приема на работу граждан без предыдущего опыта работы.
#1221114 2022-12-13 07:12:35
Артемьев Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1778 дня
Ответов: 5193 Рейтинг: 10
Для решения данного вопроса применяются следующие статьи закона: 1. Статья 19 Трудового кодекса РФ — условия приема на работу. 2.
Статья 20 Трудового кодекса РФ — испытательный срок. 3. Статья 67 Трудового кодекса РФ — требования к квалификации работников, занимающих соответствующие должности.
#1222394 2022-12-13 07:12:35
В работе Бесплатный
Горячая линия
БЕСПЛАТНАЯ консультация! Звоните!
Московская область, Российская Федерация
Получайте консультацию у юриста в режиме онлайн
Задайте свой вопрос сейчас, и он будет доступен для рассмотрения целой сети профессионалов со всего российского региона. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая поддержка оказывается на основе как бесплатного, так и платного обслуживания.
В Системе Кадры скачайте образцы документов, без которых кадровику не обойтись в работе
- Сборник обязательных Положений, обязательных для каждой организации
- Шаблоны трудовых договоров на различные ситуации
- Подборка инструкций по должностям, включая распространенные и редкие
- Инструкции по охране труда, учитывающие новые требования от Минтруда
- Коллекция кадровых приказов: по персоналу и основной деятельности
- Бланки и примеры заполнения отчетов для Росстата
- Примеры заполнения новых отчетов в Центре занятости
- Образцы служебных, докладных и объяснительных записок на все случаи, связанные с кадрами
- Готовая коллекция заявлений для вас и ваших сотрудников
1. Основа права: Постановление Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «О принятии Единого справочника квалификаций для руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования»
к Постановлению Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 26 августа 2010 года № 761н
ЕДИНЫЙ СПРАВОЧНИК КВАЛИФИКАЦИЙ
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
«КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ
(изменен Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448н)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» — это раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), который предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. ЕКС содержит раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», который состоит из четырех подразделов: I — «Общие положения», II — «Должности руководителей», III — «Должности педагогических работников», IV — «Должности учебно-вспомогательного персонала».
3. Квалификационные характеристики выполняют функцию стандартных документов либо используются в качестве основы для разработки должностных инструкций, в которых содержится конкретный перечень трудовых обязанностей работников в соответствии с особенностями организации труда и управления, а также с учетом их прав, ответственности и квалификации. Если требуется, трудовые обязанности, установленные в квалификационной характеристике для определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
4. Каждая квалификационная характеристика должности состоит из трех разделов: «Трудовые обязанности», «Необходимые знания» и «Требования к квалификации».
<р>В комплекте «Должностные задачи» вы найдете важные рабочие функции, которые могут быть полностью или частично поручены сотруднику на данной должности с учетом единства технологий и взаимосвязанных работ. Это обеспечивает оптимальную специализацию сотрудников по их должностям.р><р>В комплекте «Необходимые знания» представлены основные требования, которые предъявляются к сотруднику в отношении специальных знаний, а также знаний о законодательных и других нормативных актах, положениях, инструкциях и других документах, методах и инструментах, которые сотрудник должен применять при выполнении своих должностных обязанностей.р><р>В комплекте «Требования к квалификации» определен уровень профессиональной подготовки, необходимый для выполнения должностных обязанностей, подтвержденный документами об образовании, а также требования к опыту работы.р>
6. С целью улучшения организации и повышения производительности труда сотрудников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В таких случаях, без изменения наименования должности, сотруднику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.
7. При подготовке инструкций о работе для сотрудников, которые занимаются универсальными должностями служащих, а также для сотрудников, работающих в других сферах экономической деятельности (медицинский персонал, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, библиотекари и т.д.), применяются квалификационные характеристики, указанные для соответствующих должностей служащих с указанием конкретных видов работ, которые являются особыми для соответствующей должности в данной организации и в педагогических условиях.
8. Если работник помимо своих обязанностей на должности также осуществляет руководство подчиненными исполнителями, то ему может быть присвоено должностное наименование «старший». Исключением является случай, когда у работника нет исполнителей в подчинении, но ему возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
9. При отсутствии специальной подготовки или опыта работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но при наличии достаточного практического опыта и компетентности, лица могут быть назначены на соответствующие должности по рекомендации аттестационной комиссии. Это применяется в исключительном порядке как для лиц с опытом работы, так и для лиц со специальной подготовкой и стажем работы, которые качественно и полностью выполняют свои должностные обязанности.
Желаю вам комфортной работы и проявления уважения во всех ваших делах. С наилучшими пожеланиями, Екатерина Зайцева — эксперт в Системе Кадры.
Увольнения-2024: шокирующие изменения в подходе в судов
12.00 10 апреля будет проведена беседа между главным редактором Системы Кадры — Анастасией Синицыной и практикующим юристом — Юлией Поповой. Они обсудят, какие детали сейчас следует учитывать кадровикам при увольнении сотрудников по различным основаниям, чтобы избежать возможного восстановления сотрудников в суде. Мы рассмотрим новые обязанности и этапы привычных процедур, которые теперь будут лежать на плечах кадровиков из-за последних судебных решений.
В учителя без педобразования и из колледжа. Кому доверяют учить наших детей? Пятничный демотиватор
Во время подготовки к началу учебного года обсуждаем с преподавателями ситуацию в стране. В последние новости стало известно, что каждый шестой учитель в России не обладает высшим педагогическим образованием. Возможно, в будущем выпускники колледжей будут обучать детей.
Обсудим, стоит ли доверять знаниям детей преподавателям без высшего педагогического образования и особенно выпускникам колледжей?
В предыдущем учебном году 15,9% (или 172,3 тыс. человек) преподавателей в российских школах не имели высшего педагогического образования. Это данные из статистического сборника «Образование в цифрах» НИУ ВШЭ, о которых сообщили в «Ведомостях».
Что говорит закон?
Согласно 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46), учительской деятельностью может заниматься любой человек, обладающий средним профессиональным или высшим образованием и соответствующими квалификационными требованиями, указанными в квалификационных справочниках и/или профессиональных стандартах. Если у индивида есть документ, подтверждающий его соответствие этим требованиям, то ему позволено заниматься педагогической деятельностью.
Это значит, что вовсе не обязательно обладать педагогическим образованием. Достаточно иметь среднее профессиональное образование и пройти соответствующие курсы повышения квалификации.
Например, для преподавания английского языка может подойти человек, обладающий образованием в области перевода, а для преподавания физической культуры — специалист с образованием в области физической культуры и спорта. Также человек, окончивший медицинское образование, имеет возможность преподавать химию или биологию.
Что дальше?
В июне 2025 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов предложил начать подготовку педагогов средней школы (с 5-го по 9-й класс) в рамках системы среднего профессионального образования. То есть, возможно, учителей-предметников для российских школ начнут обучать не в институтах, а уже в колледжах.
«На данный момент разрабатывается проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по подготовке учителей-предметников для основной школы»,— заявил г-н Кравцов в ходе ПМЭФ летом.
На данный момент программы среднего профессионального образования направлены только на подготовку специалистов для детских садов и начальной школы, а для учителей-предметников необходимо получить высшее образование в вузе.