Энциклопедия решений. Государственное и муниципальное имущество (апрель 2024)

В соответствии с законодательством имущество имеет возможность быть в собственности нескольких публичных организаций, таких как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (согласно статьям 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Государственная собственность включает в себя имущество, которое принадлежит Российской Федерации на праве собственности, а также имущество, принадлежащее республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам как субъектам РФ. Все это является федеральной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ. С другой стороны, муниципальная собственность включает в себя имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Это является муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса РФ.

— включено в фонды организации с публично-правовым статусом;- находится на балансе организации с публично-правовым статусом;- является частью финансовых ресурсов публично-правового учреждения;- принадлежит казне публично-правовой структуры;- на счету публично-правового образования имеется указанная сумма.

— привилегия оперативного управления предоставляется государственным (муниципальным) учреждениям и казенным предприятиям.

Унитарные предприятия, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, получают право на осуществление хозяйственной деятельности.

Согласно действующему гражданскому законодательству, государственное (муниципальное) учреждение не может иметь собственности на имущество (статьи 123.21, 296, 299 Гражданского кодекса РФ; определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2015 г. N 303-ЭС15-3678). Владельцем имущества, учитываемого в бухгалтерском учете организаций государственного сектора, является юридическое образование с публично-правовым статусом.

Это правило полностью применимо к владению.

1) связанное с организациями и принадлежащее им владельцем (основателем);

2) материальные активы, полученные путем вложения средств, предоставленных владельцем (основателем) для приобретения данных активов;

3) полученное учреждением на основании заключенного договора или других правовых оснований;

4) касающееся доходов, прибыли и выручки, получаемых от использования имущества, находящегося под управлением данного учреждения.

Управление государственным (муниципальным) имуществом может быть осуществлено компетентными органами государственной власти (местного самоуправления) в соответствии с их полномочиями, установленными нормативными актами, регулирующими статус данных органов (пункт 3 статьи 214, пункт 2 статьи 215, пункты 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ).

При принятии решения о зафиксировании собственности на основе оперативного управления (хозяйственного ведения), требуется проводить исследование для сравнения назначения и характеристик имущественных объектов (1).

— с полномочиями, которые присущи органам власти на местном уровне;- обладая теми функциями, которые возложены на органы местного самоуправления;- осуществляющий функции соответствующих органов власти на местном уровне;- выполняющий полномочия, характерные для местной власти;- обладающий полномочиями, свойственными органам местного самоуправления.

— закрепляется (закреплено) имущество за государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, которые осуществляют основные виды деятельности согласно учредительным документам.

Дополнительно, целевое назначение может быть определено для отдельных объектов имущества при их закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения).

Владельцы имущества государственных (муниципальных) учреждений (организации публичного права) осуществляют свои права с учетом определенных условий, которые предусмотрены в статьях 123.21, 123.22, 296, 298 Гражданского кодекса РФ, статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьях 2-4 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В отношении всех обязательств казенных учреждений, а также в отношении обязательств бюджетных и автономных учреждений, связанных с причинением вреда гражданам, собственникам предоставлена возможность нести субсидиарную ответственность (согласно пунктам 4-6 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ и пункту 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ). Однако собственник имеет право распоряжаться только тем имуществом, которое было изъято у государственного (муниципального) учреждения в установленном порядке (согласно пункту 2 статьи 296 Гражданского кодекса РФ и пункту 9 постановления Пленума Верховного Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21).

Информация о имуществе, принадлежащем государственным и муниципальным организациям на праве собственности, должна быть записана в реестре по указаниям соответствующих органов. Эти записи основаны на информации, предоставленной владельцами (балансодержателями) этого имущества, включая государственные (муниципальные) учреждения. Порядок ведения реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно, для подробностей можно обратиться к Положению об учете федерального имущества, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.

Советуем прочитать:  Как добиться перевода в другую больницу

Дополнительно, в рамках системы государственно-правового образования может определяться общий порядок аннулирования имущества, которое принадлежит государственно-правовому образованию на праве собственности (см. например, положение о специфике аннулирования федерального имущества, утвержденное решением Правительства РФ от 14 октября 2010 года № 834).

В таблице приведены особенности юридического положения определенных категорий имущества, которые принадлежат государственным и муниципальным учреждениям разных типов.

Правовой статус собственности, учтенной в отчетах государственного учреждения.

полученное благодаря инвестициям владельца

Виды государственной собственности в РФ, правовой порядок их формирования. Лекция 3

Виды государственной собственности в РФ, правовой порядок их формирования. Лекция 3

1. Лекция 3. Виды государственной собственности в РФ, правовой порядок их формирования

Упрощенный III-1 б, 2 б ГРЭ К.э.н., доцента кафедры ЭиП А.Л. Синицыной, называют ФРТ-3-ЗиК.

2. Государственная собственность в РФ

Государственная собственность представляет собой имущество, включая средства и производственные продукты, принадлежащие государству в полном объеме или на основе долевого или совместного владения.

3. Государство — собственник

• Государство выступает в качестве особого участника в праве собственности. Его роль заключается в том, что ранее государственная собственность имела приоритетное значение, но сейчас значительная часть имущества, которое раньше принадлежало государству, передана другим владельцам. В результате этого полномочия собственников стали равными между собой.

4. Статистика

5. Субъекты права государственной власти

• В недавнем прошлом практически все материальные ресурсы национального значения нашей страны были целиком под контролем и управлением государственных структур. Государственная собственность охватывала все сферы и не предполагала передачи в частные руки. Однако после распада СССР наша страна стала внедрять принципы рыночной экономики, что привело к значительному переходу части имущества в частные руки.

6.

7. Субъекты права государственной власти

Государственное владение до сих пор остается важной составляющей всех экономических отношений. Наша страна имеет полный контроль над ценными ресурсами, такими как природные ископаемые, земля и другие активы.

8.

9.

10. Принцип раздельности имущества РФ

• управление всем имуществом разделено между различными субъектами. Важно отметить, что государственная собственность не приоритетна, но в то же время включает в себя самые ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.

11. Управление государственной собственностью

• Органы власти, которым дана власть, осуществляют этот процесс. Среди них можно отметить Правительство и Президента, государственные структуры на федеральном уровне и структуры на муниципальном уровне. • Особое внимание уделяется контролю за государственной собственностью на землю, так как она является приоритетной.

12.

13. Объекты имущественного права

Возможными формами собственности являются многообразные субъекты. Среди них можно выделить народ, различные группы населения, юридические лица и частные организации. Они не обладают правом на государственную собственность, но в соответствии с основными принципами могут осуществлять контроль над управлением материальными ресурсами, которые находятся под юрисдикцией государства.

14. Основания возникновения права государственной собственности

Возникновение государственной и муниципальной собственности обусловлено разными факторами, среди которых можно выделить общегражданские и специальные основания. Количество этих оснований составляет 14.

15. Общегражданские основания

• Приоритетность права государственной собственности будет уменьшена, и возможно передача имущества в управление частным организациям на 15 лет.

16. Специальные основания

• Только органы государственной власти имеют право взять на себя управление 16 государственными активами.

17. Государство может принудительно менять форму собственности

Важно отметить, что при необходимости права собственности на имущество могут быть получены государством при помощи различных дополнительных средств, таких как: вынужденное изъятие имущества, конфискация, реквизиция и налоговые сборы и т.п. Всего их может быть до 17.

18.

19. Госсобственность только формально находится под контролем властных структур

Первоочередное преимущество предоставляется народу в отношении всех материальных ценностей, и обладает возможностью изменить все уровни власти, начиная с местных и заканчивая национальными структурами 19

Советуем прочитать:  Льготы инвалидам I группы

20.

21. Государственные предприятия

В Российской Федерации, по крайней мере, в пяти ключевых сферах экономики преобладают государственные предприятия: инфраструктура (железнодорожный транспорт, газопроводы, ядерная энергетика), добыча полезных ископаемых (нефть и газ, алмазы), военно-промышленный комплекс, финансовые услуги (банковская сфера, страхование, пенсионные фонды) и средства массовой информации.

22.

23. Перечень имущества, относящегося к государственной собственности

• государственные структуры контролируют федеральные активы, включая ресурсы и ценности. Они обладают правом собственности на важные ресурсы, такие как земля, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы и т.д.; 23

24.

25.

26. Перечень имущества, относящегося к государственной собственности

• Управление имуществом, принадлежащим регионам, будет введено для земельных и водных ресурсов, которые не являются особо значимыми для государства, предприятий и муниципальных органов, жилых помещений и небюджетных фондов 26.

27.

28. Земля и природные ресурсы, находящиеся в собственности государства

периодически, также имеется возможность передачи земли в аренду или пользование. Для обеспечения устойчивого развития и сохранения природных ресурсов страны необходимо принимать меры по контролю за их использованием, а также проводить регулирование владения и использования земельных участков. Все это способствует сохранению богатств страны и обеспечению благосостояния ее населения.

29. Земля и природные ресурсы, находящиеся в собственности государства

В случае выявления важности определенных земельных или природных ресурсов для жизни и активности определенных регионов, они будут подвергнуты контролю со стороны государства.

30. Земля и природные ресурсы, находящиеся в собственности государства

миллионов рублей. Владение такими ресурсами может регулироваться государством и быть предметом договорных отношений между собственниками и другими участниками рынка. Безусловно, эти ресурсы играют важную роль в экономике, поскольку их использование в производстве товаров и услуг является необходимым условием для развития любой страны. Однако, необходимо соблюдать правила и нормы использования и защиты природных ресурсов, чтобы предотвратить их излишнее и неконтролируемое использование, что может привести к экологическим и социальным проблемам.

31. Земля и природные ресурсы, находящиеся в собственности государства

• В связи с тем, что земля и природные ресурсы являются основой жизни людей, возникает необходимость использовать их разумно. Для этой цели государственные структуры осуществляют управление такими ресурсами. Практика показывает, что государственная собственность в этом случае позволяет оптимизировать использование земли и других природных ресурсов, что благоприятно сказывается на всех участниках отношений в этой сфере.

Виды государственной собственности

Виды государственной собственности

Государственное собственное владение является одной из форм принадлежности к собственности, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации и представляет собой комплекс прав государства и его территорий на имущество, включающий права владения, распоряжения и использования.

В исторической перспективе государства были созданы с целью осуществления управленческих функций, порученных населением, с устремлением к наиболее оптимальному организации общественных отношений и обеспечению социально-экономического прогресса.

Тем самым государство может осуществлять свои управленческие задачи только с помощью органов и должностных лиц, которые требуют накопления и выделения определенных финансовых, материально-технических, кадровых и прочих ресурсов для своего создания и функционирования.

Данное обстоятельство требует передачи и концентрации уполномочий собственника на имущество, необходимое для осуществления управленческих задач, в руках государственных должностных лиц и органов управления.

Кроме этого, государство в своем качестве социального института эффективно управляет жизнедеятельностью населения определенной территории и берет на себя ответственность в качестве владельца по отношению к имуществу, которое имеет огромное значение для всего населения.

Государственная собственность имеет социально-экономическую природу, поскольку она отражает общественные отношения между населением и государственными органами в отношении использования ресурсов для достижения общественных целей.

Характеристика видов государственной собственности

Традиционно в области цивилистики под правом собственности понимается правоотношение, отражающее экономическую связь с материальными ценностями. При этом принято выделять две категории — форму собственности и само право собственности.

Советуем прочитать:  120 часов в днях

Право собственности является связанным с экономической сферой отношением между различными субъектами и материальными благами. Основное законодательство страны гарантирует равное отношение к собственности частных лиц и публично-правовых организаций. Некоторые авторы высказывают мнение о неприемлемости классификации права собственности в зависимости от субъектов, обладающих материальными благами. Однако, такой точки зрения представляется необоснованной, так как, несмотря на равное государственное обеспечение защиты права собственности для всех субъектов, реализация этих прав имеет свои особенности в зависимости от субъекта. Например:

«Разновидности государственного владения» Получение поддержки профессионального консультанта по вопросам трудовой деятельностиВсего за две минуты возможно быстро и эффективно решить задачи, используя искусственный интеллект.Требуется поддержка в написании работы от искусственного интеллекта.

  • К объектам, входящим в состав государственной собственности, могут относиться предметы, которые были изъяты из гражданского оборота. Следовательно, граждане и их объединения не могут обладать подобными объектами владения.
  • Существуют особые способы создания государственной собственности, включающие национализацию, приобретение через налогообложение и конфискацию. Однако граждане и их организации не имеют возможности приобретать собственность такими методами и другими подобными способами.

В зависимости от вида собственности, российское законодательство предусматривает различные права и обязанности собственника.

Конституция гарантирует защиту и признание различных форм собственности, среди которых можно выделить:

  • частное владение;
  • имущество, принадлежащее государству
  • Имущество, принадлежащее администрации городского округа.

Кроме того, в Конституции также признается равенство других видов собственности.

В связи с федеративным устройством Российской Федерации, государственное имущество распределяется в зависимости от статуса владельца власти на следующие категории:

  • государственное владение;
  • Имущество, принадлежащее конкретному субъекту Федерации или региону, или имущество на региональной территории.

Государственное владение, будь то на федеральном или региональном уровне, по своей сути имеет особое предназначение: оно призвано обеспечить решение управленческих задач и выполнение функций публично-правового образования, чтобы обеспечить эффективное социально-экономическое развитие территории и максимальную гарантию прав и свобод личности.

Государственная собственность определяется тем, для чего она используется — она включает только те ресурсы, которые необходимы государственным органам для выполнения их конституционных обязанностей.

Одна из особенностей государственной собственности состоит в том, что государство, выступая в роли законодателя и правообладателя, устанавливает обязательные правила и нормы для себя и для остальных субъектов в отношении реализации права собственности.

Указанное право принадлежит государству в силу его назначения — оно является производным из суверенитета, переданного населением государству, а у регионов — производным от государственного суверенитета.

Возможным включением в исполнительный федеральный бюджет являются:

  • национальное богатство включает в себя весьма значимые активы
  • Вещественные активы, которые гарантируют функционирование государственных органов и реализацию национальных целей.
  • собственность, произведенная в оборонной сфере
  • Активы данных сфер экономики, которые обладают общенациональным значением и служат основой для прогресса в других секторах.

Совокупность активов, находящихся в распоряжении регионала:

  • Ресурсы, необходимые для осуществления руководящих функций государственных органов субъектов Российской Федерации в пределах региональной компетенции.
  • Активы, которые обеспечивают выполнение совместных управленческих задач с Федерацией ведения.
  • Вещественные ценности, которые требуются для обеспечения работы государственных работников в органах власти регионов, предприятиях и учреждениях, созданных региональными структурами власти.
  • Недвижимость, необходимая для осуществления управленческих функций, переданных Федерацией.

Разделим государственное имущество согласно его функциям:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector