С начала ноября 2015 года владельцы грузовиков, масса которых превышает 12 тонн, обязаны вносить плату в систему «Платон» в качестве возмещения ущерба, который наносит их автомобиль федеральным дорогам. Каждый пройденный километр по трассам общего пользования, внесенным на карту федеральных дорог России «Платона», облагается платой. Данное правило не применяется, если дорога, по которой происходит движение транспортного средства, является платной.
Карта федеральных дорог России в системе «Платон»
На официальном веб-ресурсе программы «Платон» представлена свежая в 2017 году карта федеральных автодорог России с показом маршрутов, а также местоположения сервисных центров и терминалов системы. На карте программы «Платон» отображены все федеральные дороги России, за использование которых требуется уплата взноса.
Теперь стоимость проезда составляет 1,5293 рублей за каждый пройденный километр. В следующие два года планируется поэтапное увеличение до 3,06 рублей за километр. Однако, как учесть точное количество километров, чтобы определить размер оплаты? Для этого на транспортное средство устанавливается специальное бортовое устройство.
Каждое устройство привязывается к определенному автомобилю и не может быть использовано на другом. С помощью спутниковой навигации бортовое устройство определяет точный маршрут грузовика по общедоступным дорогам и рассчитывает оплату в систему.
Использование бортового устройства в работе представляется более удобным по сравнению с использованием маршрутных карт. Ставка за проезд рассчитывается автоматически, есть множество вариантов оплаты, и, при необходимости, можно изменить маршрут транспортного средства. Бортовое устройство, установленное в кабине автомобиля, использует навигационные системы ГЛОНАСС/GPS для определения географических координат движущегося автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу и периодически передает их в Центр обработки данных через сети сотового оператора.
Если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге или маршрут проходит по платной федеральной автодороге, эти участки пути не учитываются при расчете платы.
Контроль за большегрузами
Контроль за взносом платы для возмещения ущерба осуществляется с использованием стационарных и мобильных средств контроля. Стационарный контроль в системе «Платон» включает конструкции, представленные в виде рам с установленным на них оборудованием (камерами), которые размещаются над автодорогами. Мобильный контроль включает автомобили, оснащенные специальным оборудованием.
Эти системы контроля обеспечивают проверку регистрации в реестре «Платон» и взнос платы для возмещения ущерба. Они размещаются на всех федеральных дорогах России.
Информация о местах установки рамок системы «Платон» на карте и расположении камер системы «Платон» доступна на официальном сайте системы. На текущий момент, по информации с сайта, на дорогах установлено 194 рамки системы контроля, а также перемещается около 100 автомобилей мобильного контроля. К середине следующего года количество рамок контроля увеличится до 481.
Однако, из понятных причин, на официальном сайте системы «Платон» не предоставляется информация о точных местах установки систем контроля. Владельцы грузовых автомобилей самостоятельно создают карты и добавляют информацию о местах, где располагаются камеры системы «Платон». Большинство рамок установлено на Московской области, в основном на крупных шоссе.
Например, на Горьковском шоссе рамки установлены в районе Новой Купавны, поселка Радиоцентра-9, а также на пересечении с шоссе Энтузиастов и Горьковским шоссе, также в районе села Богослово и других местах.
Для более подробной информации по данной теме рекомендуется обратиться к ресурсу КонсультантПлюс.
Для ознакомления с системой предоставляется возможность бесплатного пробного доступа на 2 дня.
Рамки и камеры системы «Платон»: как они работают и где расположены Версия для печати
При изучении работы рамок системы, фиксации камер и штрафования перевозчиков, избегающих оплаты проезда по федеральным трассам, становится понятно, как функционирует система «Платон». Несмотря на то, что спутниковый мониторинг кажется единственным необходимым, на дорогах установлены камеры, и важно понять, за что они отвечают.
Когда владелец грузовика регистрируется в системе, он получает специальное устройство, установленное на борту. Это устройство следит за маршрутом машины, и на основе этих данных система рассчитывает пройденное расстояние.
На федеральных трассах установлены специальные конструкции под названием система «Платон». Каждая из этих конструкций оснащена несколькими фотокамерами, предназначенными для автоматической фиксации нарушений. Дополнительно, на этих конструкциях установлены приборы, которые контролируют, активировано ли специальное устройство на борту автомобиля.
Зачем нужны рамки «Платона» и как они действуют?
Для контроля соединенных автомобилей и борьбы с нарушителями, которые не зарегистрированы в системе или по каким-либо причинам не используют бортовое устройство, используются рамки.
Детали о том, как работает механизм сбора данных и зафиксированных нарушений, не являются общедоступными. Оператор системы «Платон» — компания РТ-Инвест транспортные системы — не разглашает эту информацию по понятным причинам. Однако известно, что когда автомобиль проезжает через рамку, оборудование проверяет, включено ли бортовое устройство и, возможно, считывает информацию с него.
Факт проезда через рамку и связи бортового устройства с оборудованием является необходимым для зафиксирования проеханных километров и последующего вычета денег у перевозчика.
Подробное рассмотрение бортовых устройств и принципа работы системы «Платон» провел Константин, видеоблогер и владелец транспортно-экспедиционной компании из Казани.
— Возможно, рамки имеют функцию связи с прибором и передачи информации. Однако основная цель рамок — зафиксировать автомобиль и проверить, находится ли он в базе данных или нет, — утверждает предприниматель.
Полученные данные от рамок и камер системы также используются для выдачи штрафов (подробнее о причинах штрафов от камер «Платон» читайте ниже).
В Московской области в 2020 году были введены камеры системы, которые начали использоваться для мониторинга транзитного транспорта. Такой транспорт отклонялся с федеральных трасс и проезжал через населенные пункты, где движение грузовиков было запрещено, с целью сократить путь и сэкономить деньги. Камеры «Платона» фиксировали проезд автомобилей, система рассчитывала, на сколько грузовик проехал определенный участок дороги и определяла, проезжал ли транспорт под запрещающим знаком, чтобы сэкономить время.
За нарушение водителям был выписан штраф в размере 500 рублей.
Такой способ использования камер был проведен в экспериментальном порядке и не получил широкого распространения.
Сколько рамок «Платона» на федеральных дорогах?
В конце прошлого года оператор системы «Платон» информировал, что на федеральных трассах России установлены более 500 стационарных рамок. Общая протяженность федеральных трасс в России превышает 50 тысяч километров, так что в среднем на каждые 100 километров дороги приходится одна рамка.
Камеры «Платона» могут быть установлены не только на рамках, но и на легковых автомобилях. Многие водители могли видеть припаркованные на обочинах федеральных трасс Lada Largus, на которых изображен логотип системы. Камера закреплена на крыше таких автомобилей.
Согласно данным РТИТС, на дорогах России работает около ста таких автомобилей.
Где расположены рамки «Платона»?
Точное положение рамок, охраняющих систему секрета, неизвестно. В сети Интернет можно найти различные сервисы, которые помечают рамки с камерами, фиксирующими нарушения. Эти сервисы доступны через веб-сайты и мобильные приложения.
Мы не будем рекламировать конкретные сервисы, но отметим, что их множество и они легко находятся в любом поисковике всего за несколько секунд.
В отношении машин «Платона» ситуация немного сложнее: они могут перемещаться. Тем не менее, вышеупомянутые сервисы предупреждают водителей о местах, где такие машины наиболее часто встречаются.
Нарушение, описанное в статье 12.21.3 КоАП, заключается в несоблюдении требований по оплате возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам большегрузными автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.
Эти правила распространяются на несколько конкретных ситуаций, которые подробно описаны на официальном сайте оператора системы «Платон».
- Движение с отключенным, неисправным или просроченным бортовым устройством;
- Движение без установленного бортового устройства и без оформленной маршрутной карты;
- Движение с оформленной маршрутной картой, но по другому маршруту;
- Продолжение движения, когда на счету владельца грузовика не осталось средств.
Важно отметить, что маршрутные карты практически не используются, за исключением случаев, когда устройство выходит из строя по какой-либо причине. Однако, весной 2020 года перевозчики были вынуждены массово прибегать к использованию таких карт из-за дефицита бортовых устройств, вызванного пандемией.
За первичное нарушение предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, а за повторное — 10 000 рублей. Как и в случае с многими другими нарушениями, штрафы, установленные «Платоном», можно оплатить со скидкой в 50% в течение первых 20 дней с даты вынесения решения.