Гуманизм – фундаментальный принцип культуры: Культурологический дискурс1

Одна из ключевых характеристик культуры, которая приобретает особую важность, — это ее главный принцип — гуманизм. Идеалы гуманизма всегда притягивали людей благодаря своей неотразимой силе. Сегодня же, как отмечает автор, это привлечение принимает совершенно новую форму, поскольку оно выступает против обесчеловечивания и борется за выживание человека. Гуманизм становится необходимостью, что заставляет нас не только пересмотреть его, но и определить свою собственную позицию по отношению к нему.

Основой гуманизма является человеческая доброта, развитие духовности человека и утонченность культуры. Ученые обычно находят начало гуманизма в эпохе Возрождения, когда внимание общества переключилось на человека, и появился интерес к гуманитарным наукам и культуре. Времена Ренессанса были отмечены участием гуманистов в решении проблем, связанных с человеком. Они верили в то, что восстановление культуры, свобода в искусстве и науке приведут к прогрессу человечества.

Гуманизм возникает вместе с освобождением человека и его правом на свободу действий в соответствии с собственными убеждениями, при условии, что эти действия не причиняют вреда другим людям. Гуманизм – это не просто идеология, а высокий моральный уровень, который оказывает влияние на индивидуума и общество, способствуя прогрессивному развитию науки и культуры. Важно отметить, как отмечает Ю. Игнатюк, что только через гуманизацию личности возможно успешное развитие общества, что подтверждается множеством накопленного опыта человечества.

Однако, для полного осмысления гуманизма необходимо исследовать его антагонистические аспекты. Поэтому невозможно обойти стороной вопрос о разрушительности, присутствующей у человека. Если гуманистические идеалы и ценности не преображаются в практические жизненные ориентиры, становится понятно, что проблема может быть как в самих людях, так и в обществе, в котором они существуют.

В настоящее время наблюдается переоценка множества ценностей, которые определяли духовную сущность прошлых поколений.

Времена меняются, и мы должны отказаться от застревания в стереотипных и стандартизированных мыслях. Следует отметить, что большинство людей уже осознают это и реагируют на современные социальные и духовные явления. Однако многие попадают в ловушки и опасные крайности в своей реакции. Также опасно заменять старые догмы новыми, которые не имеют ничего общего с научным подходом и принципами исторического развития. Это происходит из-за отсутствия культуры и того факта, что в наше сознание укоренилась однозначность и условность схемы «хорошее–плохое». Но в реальной жизни все намного сложнее.

Уникальность каждого человека проявляется в его ценностях, предпочтениях и отношении к идеалам и святыням. Однако, следует отметить, что жизнь сама по себе оказывает значительное влияние на структуру ценностей и, к сожалению, не всегда это влияние положительно. Изменчивость ценностных ориентаций влияет на личное и общественное сознание, порой кардинально меняя как самого человека, так и общество в целом. Это также способствует появлению деспотического мышления, искажая нравственные основы человека. В таких случаях возникает разрыв между общепринятыми нормами и их субъективной интерпретацией, что может разрушить духовную гармонию личности.

Эволюция современного общества сопровождается ростом и усилением процесса лишения человека его человечности, который приводит к тому, что индивидуальность поглощается безликой массой. Сегодняшнее общество обязано сохранять веру в уникальность каждой человеческой личности и в ее бесценный потенциал, который необходим для выживания самого общества.

Гуманизм является силой, которая способна оживить культуру, всегда признавая превосходство индивидуальности и значимость ее творческой и конструктивной деятельности. Основной принцип культуры может быть выражен в словах Протагора, согласно которым человек – мера всех вещей. Таким образом, ценностью культуры является пространство, которое создается для полноценного творческого саморазвития личности.

В жизни постоянно возникают ситуации, когда модель гармоничного развития нарушается. Человеку сталкиваются не только с условиями его существования, но и со сложными абстрактными социальными приоритетами.

К сожалению, автор отмечает, что современный человек не воодушевляется духовным и нравственным потенциалом. Современная цивилизация представляет собой эгоистичное общество, где человек лишается основы осмысленного духовного существования и возвышенных человеческих чувств, из-за жажды потребления и преследования мелких жизненных целей. В настоящее время человек теряет свои ценности и моральные ориентиры, он не имеет высших духовных ценностей и привык к примитивным ценностям, он живет, осознавая бессмысленность своего существования, и не имеет ни сил, ни благоприятных условий, чтобы приспособиться к такой жизни. Он довольствуется массовой культурой, которая уничтожает благородные человеческие качества в нем.

Считается, что существует опасность для цивилизации, которая не способна поддерживать гуманистические принципы в обществе. Иронично, но чем больше обсуждается гуманизм, тем сильнее становится упадок человеческой индивидуальности. Современный социальный прогресс характеризуется такими противоречиями. Человек претерпевает трансформацию и становится ограниченным и среднестатистическим существом, его существование все больше наполняется отчуждением. Это вполне понятно, поскольку сложно говорить о гуманистических идеалах, когда человеческая жизнь обесценена, а нравственные и совестные нормы вытеснены; когда мысль становится закабаленной, а культура регулируется общими принципами коммерции. Основной причиной трагедии современного общества является потеря устойчивых и важных связей с человеком, а также с прошлым и будущим; это ведет к потере самоуважения и утверждению ценностей, противоречащих гуманизму.

Часто государство заявляет о своей гуманистической позиции, однако не прилагает достаточных усилий для сосредоточения на благополучии человека и создания возможностей для достойной жизни.

Это серьезная задача, которую должны решать общество и искусство. Для каждого нормального человека искусство является опорой в трудные времена жизни, и именно в искусстве он ищет душевное спасение. Цель искусства заключается в восстановлении утерянной гармонии с природой, возвращении разума на его место, чтобы оно могло служить источником жизни человеческой культуры.

Советуем прочитать:  Как отправить заказное письмо по почте

Этот фрагмент текста представляет собой ознакомительный материал.

Кратко о гуманизме эпохи Возрождения как основе культуры

Кратко о гуманизме эпохи Возрождения как основе культуры

Кратко о гуманизме эпохи Возрождения как основе культуры

Важное понятие, знакомое каждому, это гуманизм эпохи Возрождения. В данном контексте гуманизм означает философское учение, которое полагает, что люди – центр вселенной и обладают высокими духовными и интеллектуальными способностями. В эпоху Возрождения гуманистические идеи стали широко распространяться в Европе, особенно в Италии, где они стали частью культурного и интеллектуального движения. Гуманисты придавали большое значение гуманитарным наукам, таким как литература, искусство и история, и стремились к достижению гармонии между человеческими способностями и нравственностью. Гуманизм эпохи Возрождения сформировал основу для развития науки, образования и искусства, а также оказал влияние на мировую культуру.

Каково значение гуманизма в период Ренессанса? Какие проблемы общества и индивида возникли в эту эпоху гуманизма? Чем отличается всеобщая история гуманизма и Возрождения? В чем заключается ценность человеческой деятельности для гуманистов в эпоху Возрождения? Разоблачим содержание концепций возрождения и гуманизма.

Гуманизм эпохи Возрождения был важным событием в истории. Он возник в итальянской Флоренции и стал новым философским учением. В период окончания Средневековья, когда церковные предрассудки все еще доминировали и свободомыслие подавлялось, возрожденческий гуманизм начал свое формирование.

Гуманисты эпохи Возрождения стремились к свежему взгляду на человечество. Гуманистическая философия и эпоха Возрождения неразрывно связаны друг с другом. Идеология этого периода стала новым этапом в общественном прогрессе.

В Европе наступает эпоха гуманизма, когда в начале своего развития формируется передовая идеология нового класса, принимающая во внимание интересы всех слоев общества.

Культура Возрождения опирается на фундаментальные принципы гуманизма.

Под гуманизмом также понимаются все концепции, которые описывают человека как разумное существо, способное самостоятельно мыслить, противостоять и действовать. Европейский гуманизм интересуется каждым отдельным индивидом, признавая его особенности, творческие способности и активность в мыслях и действиях. Гуманисты эпохи Возрождения полагали, что формирование личности зависит от других принципов.

В Западной Европе существуют ряд ключевых идей, которые являются основой Возрождения и гуманизма.

Если вкратце рассмотреть идеи гуманизма эпохи Возрождения, то следует отметить, что их основу составляли античная культура, литература и искусство. Гуманисты этого времени утверждали, что в центре всего должна быть духовная сущность каждой личности. Важно отметить, что гуманизм ренессанса противостоял церкви, которая ранее контролировала все культурные достижения и не желала ими делиться с обществом. Потеря доступа к знаниям привела бы к утрате власти. Известные гуманисты эпохи Возрождения сделали науку общественным достоянием.

Благодаря первым представителям гуманистического движения эпохи Возрождения, как, например, в частных школах Англии, основанных в конце Средневековья, начали появляться новые предметы, не связанные с религиозными учениями. Эта тенденция распространилась и на университеты, которые возникали почти во всех странах Европы. Вместе с изучением теософии появились предметы такие, как математика, анатомия, музыка и римское право.

Гуманизм, ставший фундаментом культуры эпохи Возрождения, внесла в мировую историю ряд неизгладимых имен. Известные личности, связанные с гуманизмом в культурологии, включают:

  • Философ Пико делла Мирандола;
  • Джованни Боккаччо; итальянский писатель, известный своим произведением «Декамерон», родился около 1313 года во Флоренции. В своих работах он описывал различные аспекты жизни средневекового общества, открывая перед читателями мир любви, страсти и человеческих отношений. Его произведения широко известны и до сих пор ценятся за свою остроумную, юмористическую и жизнеутверждающую атмосферу. Боккаччо имел значительное влияние на развитие итальянской литературы и оставил неизгладимый след в мировой культуре.
  • Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи;
  • Мастер Микеланджело Буанаротти;
  • Известный ученый Фрэнсис Бэкон;
  • Мишель де Монтень;
  • Мигель де Сервантес — известный испанский писатель, автор знаменитого романа «Дон Кихот».
  • Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник, чьи произведения отличаются высоким мастерством и оригинальностью. Его творчество оказало значительное влияние на развитие искусства в Европе и продолжает восхищать и вдохновлять поколения художников со всего мира. Его работы характеризуются выразительностью, глубиной и изысканностью исполнения, а также уникальным видением и представлением мира. Благодаря своему таланту и умению передать эмоции и мысли через свои произведения, Дюрер стал неотъемлемой частью истории искусства и воплощением величия и красоты.
  • великий итальянский поэт Данте Алигьери;
  • Франческо Петрарка, итальянский поэт эпохи Возрождения, известен своими страстными стихами и пронзительным взглядом на природу и человеческий опыт. Его талант и влияние ощущаются во многих аспектах литературы и искусства. В своих произведениях Петрарка обращается к темам любви, смерти, времени и божественности, исследуя глубокие эмоции и философские вопросы. Его стиль отличается гармоничным сочетанием языка и метафор, создавая красивые и выразительные образы. Петрарка оставил неизгладимый след в мировой литературе и остается великим каноном поэтического искусства.
  • Искусство Рафаэля Санти завораживает своей красотой и глубиной. Он был одним из величайших художников Возрождения, чьи произведения продолжают восхищать и вдохновлять людей по всему миру. Санти умел воссоздавать живописные пейзажи, поражающие своей реалистичностью, а его портреты излучают особую элегантность и выразительность. Каждый штрих его кисти отражает его безграничный талант и страсть к искусству. На протяжении своей жизни Санти продолжал совершенствовать свою мастерство, создавая произведения, которые останутся бессмертными и уникальными для потомков. Его работы не только великолепно передают эмоции и чувства, но и являются важным источником исторической информации о времени, в котором он жил. Искусство Рафаэля Санти — это способ проникнуть в его внутренний мир и почувствовать его величие и гений.
  • известный английский драматург и поэт Вильям Шекспир;
  • Франсуа Рабле; хорошо известный французский писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», оставил неизгладимый след в литературе своим необычным стилем и тонким юмором. Его произведения отличаются своей остротой и непредсказуемостью, привлекая внимание читателей и вызывая у них широкий спектр эмоций. Рабле был мастером в создании ярких и многогранных персонажей, которые оживали на страницах его книги. Его творчество считается одним из самых влиятельных в истории французской литературы и остается актуальным и по сей день.
  • Эразм Роттердамский — известный гуманист и философ эпохи Возрождения. Он проявил себя как выдающийся ученый и мыслитель, чьи идеи нашли отклик во многих сферах общественной жизни. Проницательными и критическими духом, его труды вносили значительный вклад в развитие образования и реформации. Он призывал к развитию ума, толерантности и справедливости, а также к соблюдению нравственных принципов. Эразм Роттердамский — поистине выдающийся деятель, чье наследие остается актуальным и вдохновляющим до сих пор.
  • Ульрих фон Гуттенберг.
Советуем прочитать:  Электронный больничный как предоставить работодателю

Перечисленные гуманисты — всего лишь некоторые представители эпохи Возрождения. Период гуманизма Возрождения насчитывает множество выдающихся личностей. Важно отметить таких мыслителей, как Марсилио Фичино, Жан Боден, Никколо Макиавелли, Гуго Гроций.

Особое внимание следует уделить двум явлениям: восприятию гуманизма эпохи Возрождения и процессу секуляризации культуры.

Гуманизм — это концепция, основанная на именах выдающихся ученых и художников, которая оказала большое влияние на культурологию. Суть философии гуманизма эпохи Возрождения заключается в изменении сознания и мировоззрения людей благодаря работам этих ученых и философов. В то время гуманисты прославляли новый тип человека: разумного, мыслящего, с прекрасным телом и душой. Гуманисты и их идеи позволили последующим поколениям видеть мир по-иному.

Границей между старым и новым в культурологии является гуманизм, который проявляется через произведение «Божественная комедия» Данте. В этом произведении содержатся основные принципы гуманизма эпохи Возрождения. Одним из них является возможность человека своими силами совершать великие дела на земле. Идеи гуманизма в искусстве описаны в работе «О достоинстве и превосходстве человека» Дж. Манетти.

Основой идеологии эпохи Возрождения служит убеждение, что личность человека не зависит от его происхождения, будь то аристократическое, крестьянское и так далее. Важно отметить, что гуманисты эпохи Возрождения придавали особое значение уму, воле, предприимчивости и чувству собственного достоинства каждого человека. Гуманисты считали идеалом творческого человека. Кроме того, идея гуманизма в культуре Возрождения также подчеркивала неограниченные возможности человека. В культуре гуманизма разум человека становится равным божественному, поскольку человек является бессмертным богом. В настоящее время термин «гуманизм» и его связь с эпохой Возрождения подвергаются критике.

Понятие свободы суждений впервые было введено гуманистами в эпоху Возрождения и гуманизма. Человек в этом периоде стал рассматриваться как создатель своей судьбы. Гуманизм, как идеологическая основа Возрождения, стал международным общественным движением. Идеи гуманизма проникли во все социальные сферы, включая буржуазию, высший класс и политиков.

Во времена гуманизма и Возрождения в Европе возникали различные группы, в университетах проходили циклы лекций, где гуманисты формировали основные принципы ренессансной культуры и гуманизма. Особенно интересным случаем был гуманизм Возрождения в Германии. Философские идеи, пропагандируемые гуманистами Возрождения, нашли отклик и за пределами Европы.

В сущности, эпоха гуманизма в Европе является значимым моментом в ходе развития человечества.

Гуманистический принцип: как он влияет на развитие общества и человеческой культуры

Гуманизм

Социальные функции и роли, исполняемые человеком, не важны для гуманизма. Гуманизм — это философское направление, которое утверждает свободу и достоинство человека, а также признает его способность к творчеству. Возникнувшее в эпоху Возрождения движение гуманистов интересовалось античностью и изучало литературные памятники, в первую очередь латинской литературы.

Возникновение гуманизма

Гуманизм Возрождения – это культурное движение, которое возникло в Италии в середине 14-го и продолжалось до середины 16-го века, его истоки уходят к Ф. Петрарке. Со временем оно распространилось на Германию, Францию, частично на Англию и другие страны, создавая европейскую «республику ученых». Итальянские гуманисты называли себя «мудрецами» или «ораторами» и относили свои занятия к «studia humanitatis» — «познанию вещей, связанных с жизнью и нравами, которые совершенствуют и украшают человека», по словам Л. Бруни. В конце 15 века появилось само слово «гуманист». Термин «гуманист» был введен немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 году. Впоследствии, после работы Г. Фойгта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» в 1859 году, началось обсуждение исторического содержания и границ этого понятия в науке.

В Италии на рубеже 14-15 веков появился ранний гуманизм, также известный как этико-филологический или гражданский гуманизм. Его взникновение было связано с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классического образования древних греков и римлян. Гуманисты отказывались от средневековой схоластики, предпочитая новые темы и методы. Гуманистическая «словесность» помогла сформировать новое мировоззрение, основанное на критическом подходе, светскости и понимании исторической дистанции к древности. Они считали красивое и чистое слово выражением знания и добродетели, олицетворением универсальной и божественной человеческой природы, идеалом гражданина. Центральной идеей гуманизма стало развитие потенциала каждого индивида и всестороннее развитие его достоинства. Во второй половине 15 века гуманисты начали проявлять интерес к теологии, натурфилософии и естествознанию, что привело к освобождению от традиционных ограничений культуры, но одновременно создало сложные взаимодействия со средневековым наследием. Вне Италии гуманизм пережил новый подъем, особенно в лицах Эразма Роттердамского, Томаса Мора и Ионаса Рейхлина, связываясь с социально-религиозными конфликтами 16 века (Реформацией) и взаимодействуя с проблемой культурной идентичности западноевропейских наций.

Советуем прочитать:  Госпошлина на получение прав: цена, условия, оптимальные расходы

Германия во второй половине 18-го и начале 19-го века переживала период неогуманизма, который основывался на обращении к античной греческой культуре. Великие мыслители того времени, такие как И. И. Винкельман, И. В. Гёте, Ф. Шиллер и К. В. фон Гумбольдт, видели в греческой культуре источник гармоничного развития человека. Они стремились к просветительскому идеалу воспитания человеческого рода, считая, что человек должен двигаться вперед к совершенству, «гуманности» и счастью. Они также стремились раскрыть все потенциалы, заложенные в каждом человеке, как это рассматривалось в идеях И. Г. Гердера. Все эти идеи стали основой для реформы школьного и университетского образования, предпринятой Гумбольдтом.

Гуманизм в философии Нового времени

Новоевропейский гуманизм отличается от античного космоцентризма и средневекового теоцентризма тем, что он поддерживает антропоцентрическое представление о мире, в котором человек занимает центральное положение между Богом и природой, между небом и землей. В гуманистической концепции человек рассматривается как свободное существо, способное формировать себя самостоятельно, придавая себе желаемую природу. Он является субъектом познания и деятельности, полагаясь на свой разум и творческие способности при осуществлении своих действий. Этот принцип гуманизма получил дальнейшее развитие в рационалистической мысли Нового времени, которая подчеркивала важность человеческого разума как в процессе познания мира, так и в создании социально-политических форм существования общества. Социально-философская мысль была сильно повлияна этой традицией, выдвигая гуманистический идеал личности, которая свободна и способна к самореализации и творчеству. Такая концепция породила мечту о создании общества, где эти способности будут полностью осуществлены в реальной жизни, что привело к появлению первых коммунистических утопий, представленных, например, Т. Мором и Т. Кампанеллой.

В 19-20 веках стала преобладать тема кризиса гуманизма и критики основных принципов гуманистического сознания. В связи с сомнениями в способности человека сохранять свободу и автономию в современном обществе, эта тема стала актуальной. Фридрих Ницше начал войну со всем, что считал «слишком человеческим». Для критиков западной цивилизации с романтическими и консервативными взглядами гуманизм стал причиной снижения духовного уровня и разрыва с морально-религиозными и аристократическими ценностями средневекового общества. Хосе Ортега-и-Гассет предложил «дегуманизацию искусства» как противоядие от «омассовления» культуры, разрушение внешней правдоподобности в художественных произведениях. Николай Бердяев считал основной недостаток гуманизма в отрыве человека от Бога и утверждении «человекобожества», что в конечном итоге приводит к саморазрушению человека, иссяканию его творческих сил и возникновению нигилизма и социализма.

В других интерпретациях социально-философской мысли гуманизм сохраняет свою сущность как ценность, которая подвергает критике капитализм как общество, лишающее человека истинной свободы и самостоятельности, и подчиняющее его власти разумно организованных сил, включая финансово-промышленные корпорации, политическую бюрократию и электронные средства массовой информации. Такая критика характерна для многих левых течений и различных представителей неомарксизма, включая франкфуртскую школу (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе), неофрейдизма (Э. Фромм) и других.

Главная тема экзистенциализма – трагическая участь гуманизма в нашем современном мире. По словам М. Хайдеггера (в его произведении «Письмо о гуманизме»), провал новоевропейского гуманизма заключается в том, что он слишком сильно подчеркивает субъективность человека как основу познания мира и его покорения через науку и технику, но забывает о «истине бытия», которая дает смысл его существованию. Человеку необходимо не насаждать свою волю над бытием, а лишь услышать голос «бытия». Ж.-П. Сартр, в своем толковании экзистенциализма как гуманизма, понимает под этим свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный гуманизм, в отличие от классического, обращается к человеку не как к общему существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивидууму, в его уникальности и неповторимости личного существования.

Философия структурализма в современности представляет концепцию «теоретического антигуманизма», которая отрицает важность человеческой субъективности и вместо этого подчеркивает значимость различных структур. Она утверждает, что безличные и объективные структуры имеют первостепенное значение перед индивидуальными и коллективными действиями человека. Это приводит к постулату о «смерти человека» и подобным идеям в постструктурализме.

Существуют исследования на Западе, в христианской сфере, направленные на поиск новых форм гуманизма, отвечающих духу времени. Католическая мысль представлена проектом «интегрального гуманизма» Ж. Маритена и другими, а протестантская мысль — работами К. Барта, Р. Нибура, П. Тиллиха и других.

Контакт с редакцией возможен по указанным ниже данным. Дата и время публикации данной информации — 12 апреля 2025 года в 16:08 (Московское время, GMT+3). Последние обновления также произошли 12 апреля 2025 года в 16:08 (GMT+3).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector